Буквально вчера в одной компании люди обсуждали историю недавнего самоубийства молодой мамы. Мечтали о сети доступных центров психологической помощи в поликлиниках по всей стране, группах волонтеров, телефонах доверия и прочем.
«Но я очень боюсь, - сказала одна из участниц дискуссии, - что всем этим будут пользоваться ленивые яжематери, которым просто будет хотеться, чтобы их пожалели и послушали их нытье! Это мгновенно перегрузит эти центры помощи и отнимет ресурс у тех женщин, которые ПО-НАСТОЯЩЕМУ страдают!»
Меня всегда поражала эта градация – настоящести страданий. И знаете, что? Я не знаю ни одного человека в самых острых, тяжелых и распоследних стадиях депрессии, которому бы не казалось, что он немножко обманул систему. Что он на самом деле не болен (не так сильно болен), как ему говорят. Что где-то на свете есть настоящие страдальцы, которым вот реально плохо. А он-то сам просто почему-то никак не может взять себя в руки, прекратить ныть и достигать.
Я видела кормящую грудью мать шестимесячных двойняшек + полностью парализованный десятилетка с ДЦП, который сам не мог ни есть, ни пить, ни даже держать голову. Она его носила на руках. И двойню тоже. И каждый день возила старшего на занятия на другой конец города. С малышами вместе, конечно, – кому их было оставить? И конечно, еще работала. Из дома. Бухгалтером. Обычно по ночам. Когда младшие не плакали, а у старшего не было эпилептического припадка. У нее был хороший и поддерживающий муж, но он почти всегда был в командировках. Поэтому все сама. И знаете, что? Она меня искренне уверяла, что ее состояние – это обыкновенная лень и надо просто взять себя в руки. Знаете, чего она стыдилась? Того, что мало занимается развивающими играми с малышами и что никак не может найти время для того, чтобы заняться спортом и похудеть.
Даже в такой однозначной ситуации человеческий мозг нашел, как выкрутиться и объявить своего владельца ленивым бездельником. Что говорить о мамах одного здорового младенца в клинической депрессии или остром психозе? Особенно, когда вокруг так много рассуждений о ленивых капризулях, которые только и горазды, что ныть?
В связи с этим у меня возникает только один вопрос: почему многие люди так боятся пережалеть кого-то? Ну, что ужасного случится, если мы пожалеем того, кто еще не совсем умирает? Поддержим человека, далекого от петли и выхода в окно? Даже приготовим кастрюлю супа человеку не дошедшему до последней грани? Или – ужас-ужас – поноем подруге, мужу или терапевту до того, как мир вокруг нас схлопнется в абсолютную черноту и у нас останется один-единственный, самый последний выход?
Алина Фаркаш https://www.facebook.com/babysitterofficial/photos/a.688462801315336/1438304992997776/?type=3&theater
#12объятий_коммуникация #12объятий_мама_устала #12объятий_поддержка
иллюстрация: https://www.latterdayhome.com/products/b-kershisnik-climbing-mother-framed-print